В жизни каждой семьи наступает такой период, когда необходимо делать ремонт в своем жилье, улучшить его, сделать более комфортным и красивым, иными словами - сделать добросовестный и качественный ремонт. С чего же начать? Есть такая фраза, что ремонт - это стихийное бедствие. Особенно если он не косметический, а серьезный.
Если вы решили воспользоваться услугами частных мастеров, вам придется выполнять обязанности проектировщика, прораба, снабженца, сторожа, контролера ОТК и т. д. Решив прибегнуть к услугам частников, не думайте, что, подняв телефонную трубку, вы сразу попадете на профессионала. Например: приглашенные мастера поклеили облюбованные вами обои, и они через два дня отошли от стен. Как вы думаете, за чей счет будут покупаться новые? Или во время проведения ремонта в ванной кафельная плитка была положена криво. Если вы будете настаивать на том, что работу надо переделать, скорее всего рабочие просто соберут вещи и скажут вам: "До свидания".
Если применять данную ситуацию к "нормальной" фирме, то фирма за свой счет отрывает плохо положенную плитку и укладывает новую, покупает новые обои и переклеивает их, что стимулирует многие компании к постоянному штату проверенных сотрудников. Кстати, удачный выбор фирмы нужно сделать только один раз. А в случае с частными мастерами верное решение потребуется от вас раз пять или шесть. Конкуренция между "индивидуалами" и фирмами (в основном мелкими), конечно, существует, но не такая острая, как может показаться на первый взгляд. В действительности они дополняют друг друга и обслуживают разные сегменты рынка, давая потребителям возможность выбора.
Те заказчики, для которых экономия средств перевешивает все остальные доводы, выбирают частника. А те, кому собственные нервы важнее денег, ищут солидную, надежную фирму. И рассчитывают, что она сделает грамотный технический проект, возьмет на себя все согласования и утверждения в Межведомственной комиссии (МВК), наконец, предоставит своим мастерам дорогостоящий инструмент, недоступный частникам. Итак, допустим, что вы решили обратиться в фирму по ремонту квартир. Перед вами море рекламных листовок из почтового ящика.
Во-первых, в телефонном разговоре сформулируйте следующие требования:
- составление детального проекта и подробной сметы с указанием всех видов работ и критериев качества для каждого из них;
- контроль каждого этапа работ, как самим заказчиком, так и приглашенным им независимым квалифицированным специалистом;
- не авансируемая, а поэтапная оплата работ после выполнения всех оговоренных в проекте требований к выполненному этапу;
- наличие у подрядчика постоянного квалифицированного и высокооплачиваемого персонала (не только руководителей фирмы, но и конкретных исполнителей). После этого скорее всего ваш список значительно сократится.
Во-вторых, напроситесь на поездку в офис. Если вас принять не могут, фирму нужно исключить из списка претендентов. Если вы напросились приехать в компанию в выходной день, значит заказчик для этой фирмы в цене. Если, не видя квартиры, вам называют стоимость ремонта, знайте, что либо расценки этой фирмы заведомо обречены на увеличение в процессе работы, либо вас просто вводят в заблуждение, добывая цифры "с потолка". В любом случае, относиться к такой фирме следует крайне настороженно. Ни одна добросовестная компания не скажет стоимость ремонта до приезда к вам специалиста, проведения всех необходимых замеров, оценки состояния помещения и составления сметы. Приехав в офис к потенциальному подрядчику, попросите лицензию на проведение ремонтно-строительных работ и регистрационные документы компании. В настоящее время компания, которая работает без лицензии, может просто не дожить до завершения вашего ремонта. И, естественно, компания должна работать на рынке не менее 3-х лет (эти фирмы уже совершили достаточное количество ошибок, чтобы начать работать достойно).
При первом свидании заказчик должен иметь изначальный план квартиры, высказать свои представления о желательном качестве работ и хотя бы на самом поверхностном уровне сформулировать те идеи, которые хотел бы воплотить в интерьере. Сразу стоит отметить, что строители особенно не любят, когда клиент плохо себе представляет, что он хочет. Наш совет - если вы не очень хорошо представляете в де-талях конечный результат ремонта - обратитесь к дизайнеру.
Важным является наличие в компании собственного дизайн-бюро. Дизайнер должен быстро понять, что вы хотите, и удовлетворить вас своими подходами к проектированию и идеями. Приглашенный дизайнер, как правило, оторван от реальности, при этом сложно согласовать его работу с работой прораба и рабочих. Дизайнер, в реальности, должен контролировать работу строителей до конца. Он поможет вам увидеть квартиру "со стороны" и решить, что следует сохранить, а что изменить к лучшему. Подскажет, как оптимально использовать пространство, расставить мебель, выбрать новое оформление интерьера. Окажет помощь в подборе отделочных материалов как с точки зрения цветового решения, так и их практичности.
{Module 125}
Рассказав о своей квартире и пожеланиях, необходимо взглянуть на пакет документов, которые заказчик получает от компании, а это обязательно должны быть:
- договор подряда;
- смета;
- перечень материалов, используемых при ремонте;
- план квартиры до и после перепланировки;
- дизайн-проект;
- план-график проведения работ;
- техническая документация (схема разводки электропроводки, системы кондиционирования, отопления и сантехники с полным расчетом).
Отсутствие этих документов говорит о том, что фирма находится на "артельном" уровне развития и далека от совершенства.
Лучше, чтобы вам дали пакет документов от реального объекта. Не стесняйтесь задавать вопросы по предоставленным документам - вопрос непрофессионала часто бьет в самое больное место! Договор лучше показать юристу, который даст свое заключение. Дело в том, что, обращаясь в ту или иную организацию с целью проведения ремонта, вы неминуемо вступаете в отношения "заказчик-подрядчик". А эти отношения регламентируются соответствующим законодательством - Гражданским кодексом Российской Феде-рации. Там довольно четко прописаны права и обязанности как заказчика, так и подрядчика, и определены понятия бытового и строительного подряда. Оказывается, между ними есть различия. Если ремонт не требует перепланировки, переоборудования инженерных систем и ограничивается отделочными работами (попросту говоря, "косметикой"), то вы заключаете с бригадой рабочих договор бытового подряда (статья № 732 ГК РФ). Если же предполагаются глобальные переделки, (с демонтажем перегородок, переносом сантехоборудования и т. д.), то ваш ремонт подпадает под определение подряда строительного (статьи № 743, 744 ГК РФ).
Это важно знать, потому что договор о бытовом подряде может заключаться и считается действительным без прилагающейся проектной и технической документации. Договор же о строительном подряде без проекта и сметнотехнической документации считается недействительным и в случае возникновения конфликтной ситуации, не будет иметь силу как документ.
Отсюда вывод: без диагностики сложно определить, договор на какой подряд вы будете впоследствии заключать со строителями. Опираясь на данные диагностики, вы точнее сформулируете задание и для проектанта (архитектора, дизайнера), и для инженера, и для сметчика. Обратите внимание на штрафные санкции по отношению к фирме и схему оплаты. Нормальной считается предоплата 50% по работе и 100% по материалам (на текущий этап). Оставшиеся деньги - после приемки работ. Штрафные санкции по срыву сроков 0,2-0,6% от суммы невыполненных работ за день просрочки.
Средняя гарантия - один год. То, что должно сломаться или отвалиться - в течение года точно отвалится. Как правило, в процессе работы появляются изменения и дополнения к проекту, поэтому целесообразно внести в исходный документ пункт о возможности корректировки и договориться, на какой основе оплачивать дополнительные работы.
Сейчас практически у всех коллективов строителей есть фото и/или видеосъемка сданных объектов. Можно попросить телефон хозяина понравившейся вам в рекламных материалах квартиры, а если вы достаточно смелы, чтобы напроситься к нему в гости, убьете двух зайцев: посмотрите работу исполнителей через какой-то промежуток времени после сдачи объекта, а заодно узнаете от третьих лиц об исполнителях.
Во время первой встречи вы должны получить определенное представление и о спектре технологических решений, которые может предложить подрядчик. Некоторые из ваших первоначальных замыслов, возможно, отпадут сразу, другие будут видоизменены. При этом важно, чтобы поправки оказались в достаточной мере обоснованными. Главное - не допустить, чтобы фирма, пользуясь вашей технической необразованностью, навязала решения, выгодные и удобные лишь для нее.
Достаточно распространенный пример такого подхода - отказ от штукатурных работ при выравнивании потолков. Взамен строительные компании усиленно предлагают подшивные потолки из гипсокартона. Но при этом высота помещения уменьшается минимум на 4-5 см. Следовательно, решение приемлемо в квартирах с высокими потолками (3 м и более), но для типового жилья (2,6-2,7 м), где пять сантиметров уже не кажутся пустяком, оно не подходит. Штукатурные работы требуют использования квалифицированных маляров. А поскольку многие фирмы их не имеют, то и предлагают самый удобный для себя вариант. Для тех, кто собирается делать перепланировку, производить изменения в инженерных сетях (электричество, вентиляция, водопровод, канализация и отопление), важно знать, готова ли фирма сделать необходимые расчеты и утвердить их в надзирающих государственных органах, т. е. получить соответствующее разрешение в МВК.
Завершая первую встречу, вы должны представлять себе, какие замыслы фирма берется реализовать в вашей квартире, и в какую приблизительно сумму обойдутся работы. Но главное, получив ответы на свои вопросы, вы сможете принять решение о целесообразности дальнейших контактов с данным исполнителем. Определившись с подрядчиком, приглашайте специалиста для анализа состояния вашей квартиры. Завершив диагностику, фирма должна вручить клиенту подробный "паспорт" жилья. В этом документе должны быть описание сегодняшнего состояния квартиры, в котором отражены точные геометрические параметры плоскостей, площадь помещений, изменение высот потолков и полов по периметру помещений, состояние окон, дверных проемов, коммуникаций (вентиляция, канализация, водоснабжение, отопление), наличие протечек; экспертная оценка о пригодности или непригодности старых изделий, материалов, конструкций, систем жизнеобеспечения. Всему этому сопутствуют инженерные чертежи (планы), которые обязательно останутся у вас после завершения диагностики. Это полный обмерочный чертеж с детальным расписыванием по комнатам площадей стен, полов, потолков, погонных метров оконных откосов, которые подлежат обработке. Это также план, на котором проставлены цифровые коэффициенты качества существующих плоскостей. Чертежи и планы показывают наличие "пузырей", ям, "завалов" (с величинами отклонений от плоскости).
Только после этого можно будет наверняка сказать, потребуется или нет проведение таких работ, как гидроизоляция, выравнивание пола, потолка и стен строго по горизонтали и вертикали, замена проводки и др., и составить грубую смету работ. Смета должна быть максимально детализирована - состав работ, метраж, стоимость каждой работы. Если смета не детализирована, вы не сможете аргументировано потребовать выполнения обязательств со стороны фирмы. Смета, составленная без серьезного анализа имеющегося жилья, практически не несет в себе никакой информации и говорит только о том, сколько будущий подрядчик хочет получить за ремонт. Строители вполне могли бы не утруждать себя ее составлением и просто давать клиенту прайс-лист, пусть даже и на десятке страниц, с указанием цен на все стандартные виды работ. Подробная, точная смета составляется по факту произведенных работ после каждого их этапа.
Сопоставление двух документов - грубой и реальной сметы - оказывает важное дисциплинирующее воздействие не только на подрядчика, но и на заказчика, который, как правило, настроен вносить множество изменений (порой существенных) в первоначальный план.
Ресурсная ведомость обязательно должна содержать перечень всех используемых при ремонте материалов, их марку, количество, цену. При отсутствии или некачественно составленной ведомости из вас начнут тянуть денежки после проведения менее половины работ, при детальной ведомости - перерасход материала - проблема подрядчика! План-график проведения работ стоит просмотреть с пристрастием - невозможно отштукатурить и покрасить всю квартиру даже за две недели, так как гипсовая штукатурка, дабы не отвалиться через месяц, должна сохнуть от трех до семи дней. В плане должны присутствовать конкретные сроки и конкретные работы, планируемые на этот срок. Без понедельного плана понимание того, что сроки сорваны, приходит к подрядчику и к заказчику в последнюю неделю работ по договору, как следствие - авральные ускорения, снижение качества работ, испорченные отношения. При наличии в договоре прописанных штрафов за срыв сроков сдачи работ вы имеете возможность контролировать процесс.
А в заключение этого раздела хочется сказать следующее. Постарайтесь выехать из своей квартиры на время ремонта, даже если придется на это время снять жилье. Вы сохраните вещи в нормальном состоянии, будете жить в нормальных условиях, а не в разгромленной квартире, и сократите время ремонта, т. к. можно будет вести работы параллельно во всех помещениях.
И об отношениях с работающими у вас людьми. Безусловно, не должно быть никакого панибратства и вседозволенности. Не забывайте, что эти рабочие наняты вами и в первую очередь должны отрабатывать заплаченные вами деньги. Но нормальные отношения - в данном случае отношения работодателя и исполнителя - еще никому и никогда не вредили. Если вы сумеете избежать конфликтных ситуаций, то в результате только выиграете. Личностные отношения также играют немаловажную роль. Старайтесь всегда соблюсти золотую середину, и это поможет вам не допустить возникновения лишних проблем.